МАЙ 25 - 27, 2018
Петербургский выходной
Два с половиной дня в прекрасном солнечном Санкт-Петербурге, параллельно с экономическим форумом и днём города, но совершенно в другой атмосфере и с другими смыслами.
Первая наша встреча была в Эрмитаже с художниками итальянского движения Арте Повера, работы которых заняли легендарные залы третьего этажа Зимнего дворца. «Она для тех, кто понимает», - говорит один из кураторов выставки и наш по ней "проводник" Дмитрий Озерков.
Они хотели освободить искусство от давления любой системы, придать свободы его языку, найти новую эстетику. Это происходило на рубеже 1960-1970-х, но остается значимым до сих пор. Энергия, которую художники искали в материале, в работе над материалом, в работе как таковой, то есть в действии, очень хорошо ощущается там, на выставке.
Илья Кабаков, на большущую выставку которого в здание Главного штаба мы отправились после, погружает в то же время, но совсем в иную реальность. Отчасти похожие «бедные» материалы, но у них совсем иное предназначение – как в их прошлой, бытовой жизни, так и теперь, когда они стали произведениями искусства.
Рассказать историю, передать ощущения человека, живущего в несколько абсурдном мире, где уединение возможно только в туалете или шкафу, где место на коммунальной кухне равнозначно месту под солнцем, и где не принято ничего выбрасывать. Этот мир одновременно невыносим и сладостен. Из него хочется вырваться – улететь в космос («Человек, улетевший в космос из своей комнаты»), уехать в эмиграцию, попасть в будущее, куда возьмут не всех – но он и не отпускает.
Совсем иной космос открылся в Русском музее на масштабной экспозиции Кузьмы Петрова-Водкина. Благодаря Алексею Григорьевичу Бойко удалось словно впервые увидеть этого вроде бы знакомого художника – его преданность искусству, восхищение красотой и её неустанный поиск в великом прошлом, не мгновенное, но осмысленное, пережитое, несколько отстраненное, но очень точное отношение к доставшемуся ему непростому ненастоящему, стремление быть верным своему творчеству и в нём одном искать опору. И эти неизменные, прекрасные и вечные холмы его родного Хвалынска, от которых художник тоже так никуда и не ушёл.
Ну и какой Петербургский выходной без прогулки! Дмитрий Макаров вернул нас в 60-70-е. Неизменный маршрут Сергея Довлатова и его любимой, "похожей на березовую чурочку" фокстерьера Глаши; дом, двор, и относительно недавно установленный памятник, очень, кстати, приличный; Фонтанный дом, редакция, стихи, рассказы и байки. «Полторы комнаты» Иосифа Бродского. Коммуналка, где он жил с родителями, пока не был вынужден уехать. Она совершенно поразительная. Маленькая и огромная одновременно. Убогая и величественная. Замечательные люди-энтузиасты хотят и стараются сделать там музей Бродского. И это будет замечательно. Но постарайтесь, очень рекомендую, постарайтесь попасть туда сейчас. Там совершенно особая сейчас атмосфера. Там жив дух.
Мы увидели «Полторы комнаты» Иосифа Бродского. Коммуналку, где он жил с родителями, пока не был вынужден уехать. Она совершенно поразительная. Маленькая и огромная одновременно. Убогая и величественная. Замечательные люди-энтузиасты хотят и стараются сделать там музей Бродского. И это будет замечательно. Но постарайтесь, очень рекомендую, постарайтесь попасть туда сейчас. Там совершенно особая сейчас атмосфера. Там жив дух.
Made on
Tilda